НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

20 ноября, 2016 | Валерий ТИХОНОВ

«Профессионализм сотрудника частной охранной организации заключается в том, чтобы он вовремя и правильно реагировал на те обстоятельства, которые случаются» (6472)
Школа №1394БезопасностьНечаев

Сегодня мы продолжаем знакомить читателей с нюансами обеспечения безопасности в школах с точки зрения людей, отвечающих за весь процесс организации учебного процесса.
Этим летом мы беседовали с руководством Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1394 «Воспитательно-образовательный центр «На набережной». Нашим собеседником был Тихонов Валерий Анатольевич.
 Нынешняя организационная структура школы была создана путем слияния нескольких учебных заведений Юго-восточного округа столицы. Кроме основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего уровней, в образовательной организации реализуются программы дополнительного образования естественнонаучной, социально-педагогической, технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и художественной направленности.


– Как давно Вы работаете с частной охранной организацией, которая обеспечивает безопасность возглавляемой Вами образовательной организацией?

– С частным охранными организациями мы начали работать лет десять назад, а до этого в штатных расписаниях образовательных учреждений были сторожа. В 2006 Департамент образования города Москвы стал проводить торги, результатом которых стало заключение договоров на оказание охранных услуг именно с частными охранными организациями. Мы – директора учебных учреждений – входим в Координационный совет по безопасности и антитеррору.

К хорошему привыкаешь. Контракт заключается на три года и эти три года проходят очень быстро. Потом меняется частная охранная организация, приходится привыкать к новым охранникам и руководству. У каждой организации свои требования и, что важнее, – свое понимание как выполнять положения инструкции. Было бы здорово, если бы контракт на оказание охранных услуг заключался на срок не менее чем на три года, а лучше – на пять лет.

Самое главное – безопасность детей, их жизнь и здоровье. Но если эта организация не справляется со своими обязанностями, хотелось бы, чтобы такие организации попадали в список недобросовестных партнеров, и с ними больше никогда не заключались бы подобные контракты. Ведь это – вопрос не только деловой репутации, но и безопасности, ответственности. Это очень серьезный вопрос.

Сейчас мы сотрудничаем с частной охранной организацией «Командор». Это новая для нас организация. До этого мы работали с ЧОПом «Спецгруп», с которым у нас были выстроены неплохие отношения. Сейчас выстраиваем с «Командором», думаю, что у нас все получится. Единственная проблема, как мне кажется, частная охранная организация не совсем правильно подходит к подбору кадров. За прошедший год мы поменяли пять или шесть сотрудников. То ли они теряются, то ли не понимают, что работают в образовательной организации, работают с детьми. Здесь подход должен быть другой. Я имею ввиду культуру общения и коммуникабельность – умение общаться и с родителями, и с детьми. Не все охранники могут это делать. Поэтому мы были вынуждены в этом году несколько сотрудников заменить. Единственное, что хорошо, что руководители частной охранной организации тут же откликаются на нашу просьбу, и замена происходит достаточно быстро. Это плюс. И я надеюсь, что в этом году у нас не будет подобных проблем, и мы будем спокойно работать.

– Насколько, на Ваш взгляд, понятие деловой репутации частной охранной организации актуально при оценке ее деятельности? Какими критериями оценки частной охранной организации Вы стали бы руководствоваться, если бы выбор охранной организации относился к Вашей компетенции?

– На мой взгляд, сотрудники частной охранной организации должны владеть всеми уровнями коммуникации. Они должны быть внешне опрятными, поэтому я всегда был за форму. Наличие форменной одежды, на мой взгляд, очень важно. Сейчас у каждой охранной организации есть своя форма установленного образца. И это правильно.

Как я уже сказал, очень важна культура общения с контингентом, с участниками образовательного процесса – родителями, учителями, детьми. Не каждый охранник, к сожалению, умеет это делать. Я считаю, что сотрудники охраны должны уметь общаться с людьми, уметь объяснять, быть уважительными. Родители – люди очень разные. Например, охранник не пускает родителя, у него не получается объяснить ситуацию, и если он не владеет азами коммуникации – вполне может возникнуть серьезный конфликт, втянутым в который окажутся многие люди.

Что еще хотелось бы отметить? Самое главное для охранника – умение действовать в различных чрезвычайных ситуациях. Охранник не должен теряться при возникновении нештатных ситуаций. Было бы оптимальным, если бы бдительность охранника не позволила бы форс-мажорным обстоятельствам просто возникнуть. Наверное, для сотрудников охраны стоит устраивать некие испытания, тестирование, – это можно назвать как угодно, – которые как раз касались бы и различного вида коммуникаций, и поведения в нештатных ситуациях. Может быть, стоит организовать обучение, чтобы научить охранников и общению, и умению себя вести. Уверен, это пошло бы на пользу всем.

Итак, качественное выполнение своих обязанностей, умение действовать в различных чрезвычайных ситуациях, психологическая и коммуникативная подготовленность – вот эти критерии деловой репутации частной охранной организации я выдвинул бы на первый план, если бы исполнителя охранных услуг пришлось выбирать непосредственно мне.

– Как Вы взаимодействуете с частной охранной организацией, обеспечивающей охрану?

– Взаимодействие с охранной организацией мы выстраиваем в течение всего времени, когда оказываются охранные услуги. Во-первых, руководитель частной охранной организации всегда находит время связаться с руководителем образовательной организации и обсудить какие-то текущие вопросы. Во-вторых, представитель частной охранной организации регулярно выезжает на охраняемые объекты и встречается не только с ответственным за безопасность, но и с руководителем образовательной организации, чтобы обсудить существующие проблемы. Потому что проблемы есть всегда, и эти проблемы нужно решать оперативно и совместными усилиями. Поэтому то взаимодействие, которое мы выстроили, оно очень важно для обеспечения безопасности.

Я могу с уверенностью сказать, что взаимодействие у нас налажено, мы постоянно общаемся, регулярно встречаемся, обсуждаем какие-то острые моменты, и слава богу, у нас их становится все меньше и меньше, потому что у нас наладились нормальные деловые отношения с обслуживающей нас частной охранной организацией, и мы всегда находим общий язык.

– В чем особенность обеспечения безопасности именно вашего учреждения?

– Главная задача при обеспечении безопасности образовательной организации – обеспечить безопасность детей. Дети – это главное. Поэтому от того, как будут осуществлять свои действия сотрудники частной охранной организации, зависит жизнь и здоровье как учащихся, так и всех членов коллектива образовательного учреждения, которые работают в том или ином здании школы.

Я бы не сказал, что у нас есть какие-то существенные отличия от других образовательных организаций. Мне кажется, что все частные охранные организации стараются добросовестно выполнять свои обязательства. Но бывает, что возникают нештатные ситуации, которые требуют вмешательства сотрудников охраны.

Я возглавляю межрайонный совет директоров образовательных организаций. И пока никто из директоров не жаловался на то, что они не могут найти общего языка с частной охраной. Точки соприкосновения есть, мы всегда встречаемся, обсуждаем.

– А как сказываются местоположение образовательной организации, наличие в составе учащихся школы какого-то специфического контингента?

– У нас есть дошкольные группы, где обучаются детки с особым состоянием здоровья: с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи, есть «даунята», есть дети-инвалиды, – их достаточно много. И вот что поразительно: по нашей просьбе частная охранная организация пошла нам навстречу и поставила на указанный нами объект охранников-женщин. Потому что женщина, обладая материнским инстинктом, лучше понимает проблемы ребенка и более сдержанно относится к тем или иным острым моментам. Когда у ребенка ограничены возможности, или он недостаточно адаптирован к тем условиям, которые есть, он не всегда адекватно себя ведет. И родители таких детей, бывает, тоже не всегда спокойно реагируют. Поэтому здесь нужно колоссальное терпение и понимание ситуации, чтобы не просто стоять на посту, а выслушать, подсказать, помочь. Мне кажется, что у женщин, которые стоят на охране, это получается. Мы ни разу не услышали ни одной жалобы в их адрес со стороны родителей. Часто родители благодарят, говорят большое спасибо, что объект охраняют такие люди, которые понимают, как их детям тяжело.

Очень важно, чтобы частные охранные организации учитывали особенности контингента образовательных учреждений и правильно на это реагировали. Здесь уместно повторить о необходимости тесного взаимодействия между администрацией школы и руководством ЧОПа.

– В чем, с Вашей точки зрения, заключается профессионализм сотрудника частной охранной организации, которому доверено охранять образовательное учреждение?

– В образовательно организации довольно часто возникают нестандартные ситуации. Профессионализм сотрудника частной охранной организации заключается в том, чтобы он вовремя и правильно реагировал на те обстоятельства, которые случаются. Ситуация, с которой мы очень часто встречаемся в школьных зданиях, – это когда родители во время учебно-воспитательного процесса пытаются пройти в здание школы, чтобы встретиться с учителем или еще по какой-либо причине. И профессионализм сотрудника охраны заключается как раз в том, чтобы корректно и грамотно объяснить родителям положения конкретных инструкций, устава школы, где четко прописан запрет на подобные встречи в учебное время.

Не все сотрудники охраны могут это сделать грамотно; бывает, это заканчивается тем, что выходит директор школы либо его заместитель, и пытается объяснить родителям требования инструктивных положений. Справедливости ради стоит сказать, что мы совместными усилиями с руководством ЧОПа добились того, что в большинстве случаев подобные проблемы решаются на уровне охранника, поэтому в последнее время таких вопросов не возникает.

У нас очень есть проблема, которая, думаю, актуальна для любой образовательной организации: пропускной режим во второй половине дня, когда родители приводят детей в кружки, секции, студии и т.д. Поскольку наша система дополнительного образования развивается достаточно активно, спрос очень большой и детей много. Родители малышей часто не понимают, что в здание школы просто так зайти нельзя, потому что это охраняемый объект. Им приходится это объяснять. Понятно, что родители всегда настаивают на своем: ребенка нужно переодеть, сводить в туалет и т.д. Этот вопрос сейчас находится в стадии решения. Мы ведем переговоры с частной охранной организацией, как лучше разрешить эту проблему. Была сделана попытка изготовить родителям временные пропуска, чтобы они могли зайти хотя бы на территорию школы, и договорились о том, что сотрудники охраны вместе с педагогом встречают родителей на первом этаже; дальше первого этажа родители никуда не поднимаются, и охранники за этим смотрят. Мы попытались решить эту проблему, сделав электронные карточки, как у детей, которые пользуются системой «Проход – питание». Но в каждой семье есть по крайней мере два человека, которые приводят ребенка, кроме того, есть еще бабушки – дедушки, а там еще дяди и тети, братья, сестры. Вариант с электронными пропусками обладает определенными сложностями: охранники не успевают выдавать эти электронные карточки. Поэтому мы утвердили форму своих пропусков; у каждого члена семьи есть такой пропуск. Педагог подает список, мы по этому списку изготавливаем пропуска – с фотографией, с печатью, с подписью руководителя. Так мы пытаемся эту проблему решить, но до конца она не решена.

– Считаете ли Вы необходимым ужесточение пропускного режима в подведомственной Вам образовательной организации?

– Я считаю, что пропускной режим сейчас достаточно жесткий. У нас в школу просто так не зайдут ни родители, ни любой другой человек. Этот пункт контракта с частной охранной организацией неукоснительно выполняется.

Но вот какая в связи с этим вопросом существует проблема. В тех школьных учреждениях, которые посещают довольно много детей, у нас есть по два поста охраны, и сотрудники могут при необходимости друг друга заменять. На других же объектах чаще всего стоит по одному охраннику. Все люди, сотруднику охраны нужно куда-то отойти, соответственно, он должен пост покинуть. Кто вместо него встанет на пост? Конечно, мы своими силами подстраховываем охранников в случае необходимости. Но бывают обстоятельства, когда такая возможность отсутствует, а охраннику нужно покинуть свой пост для того, чтобы, к примеру, открыть ворота въезжающему автотранспорту. Как действовать в этом случае? Пока мы находимся в процессе решения этого и других подобных вопросов.

– Какие, на Ваш взгляд, элементы системы обеспечения безопасности возглавляемой Вами образовательной организации можно было бы усовершенствовать?

– Конечно, идеальным вариантом стало бы наличие двух охранников на объекте. Но это затруднительно из-за финансовой составляющей. У нас, когда охранник идет открывать ворота, на посту ставится табличка с просьбой к посетителям подождать пять минут, и объект для доступа закрывается. Не все посетители и не всегда с пониманием относятся к этому и реагируют адекватно. Случается, что и стучатся, и ломятся, возмущаются, иногда – вплоть до конфликта. Поэтому здесь необходимо подумать о решении этого и подобных вопросов и нам, образовательным организациям, и обеспечивающим нашу безопасность частным охранным предприятиям.

Благодаря наличию видеокамер в каждом здании образовательного учреждения, на этажах, в кабинетах, а также при входе, по периметру территории, проблема частично решена. Но все равно, одному – даже самому добросовестному – охраннику на посту тяжело полноценно обеспечить должный уровень безопасности. Отошел охранник в туалет – мониторы остались без присмотра. И в этот момент, как назло, обязательно что-нибудь случается.

Лишь своими силами мы эту проблему не решим. Все подобные вопросы должны, на мой взгляд, обсуждаться коллегиально с руководством ЧОПов и экспертами негосударственной сферы безопасности.

И еще. У охранников есть тревожные кнопки. Но мне кажется, что в целях безопасности и антитеррористической защищенности было бы хорошо иметь в наличии металлодетекторы. Когда мы проводим массовые мероприятия, один охранник не в состоянии визуально отследить все происходящее вокруг. Да, охранники стараются, к ним нет претензий. Но часто родители приходят с сумками, с пакетами. И не всегда можно их проверить, потому что идет плотный поток людей. Представьте себе, что в здании школы тысяча человек, и на мероприятие пришло две тысячи посетителей… Досконально проверить всех невозможно. Было бы здорово, если бы были установлены рамки металлодетекторов, через которые проходили бы посетители, а у охранников были дополнительные технические средства, обеспечивающие безопасность учащихся, персонала школы и посетителей.

– Приведите, пожалуйста, несколько примеров положительных отзывов о действиях частных охранников по пресечению правонарушений или ликвидации нестандартной ситуации на территории вашего учебного заведения.

– Вот случай, который произошел совсем недавно. У нас летом велись ремонтные работы, в частности, ремонт кровли школьного здания. Во время сильного дождя кровля протекла. Произошло это поздно вечером. Сотрудник охраны был бдителен, он услышал шум воды, поднялся на четвертый этаж, оперативно вызвал аварийную службу, добился, чтобы аварийная служба приехала, и протечка была локализована и устранена. Эти действия охранника были положительно отмечены..

Еще о бдительности. Тоже положительный опыт.

Мы понимаем, что не все работники подрядных организаций бывают добросовестными; руководство организации-подрядчика не всегда адекватно относится к найму персонала.

На территории одной из наших школ ведутся ремонтные работы, нам устанавливают новые электрические столбы. После проведения ремонтных работ на территории школы были оставлены неубранными инструменты: топор, лом, еще какие-то тяжелые и острые предметы. Сотрудник охраны проявила бдительность. Она прошла, посмотрела все места, где проводились работы. То есть не просто обошла здание – стекла не побиты, все спокойно, все в порядке. Нет, она прошла всю территорию полностью, внимательно посмотрела все места, где проводились ремонтные работы, проверила, обнаружила брошенные инструменты, причем, в разных местах. А поскольку у нас территория открыта для населения, на школьной площадке находились дети, которые уже взяли в руки оставленный рабочими топор и начали с ним гоняться друг за другом. Охранник, благодаря работающей видеокамере, вовремя это заметила, подошла к детям, забрала у них опасный предмет, сразу же позвонила своему руководству и доложила о случившемся. На следующий день мы выставили претензию подрядчику – строительной организации о том, что она недобросовестно выполняет свои обязанности.

Неравнодушие и ответственность – очень важные для охранника качества.

– Как Вы считаете, удовлетворены ли родители учащихся состоянием уровня безопасности в вашей школе?

– Скорее да, чем нет. Бывают, конечно, некоторые родители постоянно чем-то недовольны, мол, раньше было по-другому, в школу можно было зайти в любое время, а сейчас их в школу не пускают; и с учителями, и с директором можно было разговаривать тогда, когда родителю это захочется… Но большинство родителей довольны тем, как у нас организована охрана образовательной организации. Процентов девяносто пять, это точно, адекватно оценивают ситуацию, положительно относятся к проявлению бдительности, понимая, что все делается для блага детей, для обеспечения их безопасности. Они благодарят нас и работников частной охраны. Основная благодарность за то, что родители твердо уверены, что просто так ребенок территорию нашей школы не покинет. Им очень нравится хорошо зарекомендовавшая себя система «Проход – питание», когда родители получают смс-сообщение о том, что их ребенок зашел в школу и вышел из школы; им важно знать, когда это произошло. И если вдруг случилось что-то непредвиденное, например, ребенок плохо себя почувствовал, его нужно отпустить домой, то, естественно, классный руководитель созванивается с родителями, спрашивает, можно отпустить или нет. Охранник, осуществляя пропускной режим, отпускает учащегося только на основании письменного заявления классного руководителя или распоряжения руководства образовательной организации. Да и во внеучебное время охранник обязательно интересуется, с какой целью ребенок пришел в школу. На основании этого, думаю, что большинство родителей положительно оценивают меры по обеспечению безопасности школы, ее учащихся и персонала, принимаемые как администрацией образовательной организации, так и руководством частного охранного предприятия.

– Большое спасибо, Валерий Анатольевич, за интервью!

Интервью подготовил Андрей НЕЧАЕВ




Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Специальная подготовка
02 ноября, 2016 | Татьяна КУВШИНОВА
Специальная подготовка | Безопасность в школе – это ответственность, требующая серьезного подхода! (Окончание) Безопасность в школе – это ответственность, требующая серьезного подхода! (Окончание) (5857)
Я считаю, что сапоги должен тачать сапожник, пироги выпекать – пирожник. И я бы взяла на себя смелость выбирать частную охранную организацию только из числа уже отобранных экспертным сообществом негосударственной сферы безопасности, из тех, ком ...
 
 
Специальная подготовка
05 февраля, 2014
Как борются в США с перестрелками в школах (4422)
В условиях сохранения свободной купли-продажи оружия в США трагические инциденты со стрельбой в американских школах не прекращаются, несмотря на все меры безопасности, принимаемые местными властями
 
 
Обзоры
17 июня, 2014 | Пресс-центр
Обзоры | В деле безопасности мелочей нет В деле безопасности мелочей нет (7265)

Идея конкурса «Безопасная школа», который призван повысить качество обеспечения безопасности в школах, родилась в Департаменте образования. Удалась ли организаторам их задумка?

 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100