НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

27 января, 2017 | Андрей НЕЧАЕВ

Главное оружие против коррупционера (5816)
коррупцияНСБГалочкин

Начиная со стародавних времен, задолго до того момента, когда дядюшке Дарвину пришла в голову веселая мысль о том, кого нам считать своими пращурами, разумный человек в своей деятельности вовсю пользовался всевозможными подручными средствами. И в наши дни, когда нас ежедневно озадачивает увлекательными прогнозами Росгидромет, мы не представляем себе своего существования без использования полезных и желательно удобных в применении инструментов. Инструменты могут быть различными в зависимости от вида деятельности, от целей и задач, стоящих перед конкретным человеком. Жужжит назойливая муха – сворачиваем газету, закипает мозг при тщетных попытках сложить в уме четырехзначные числа – рука тянется к калькулятору, многократно усиливается сердцебиение при взгляде на понравившуюся женщину – покупаем «миллион алых роз», отсутствует нужная информация – теперь у нас есть Интернет. Получается, нет неразрешимых проблем. Главное – определиться с правильным инструментом.  

Мы с вами живем в правовом государстве. Поэтому не только для профессиональных юристов, но и для каждого из нас закон является основным инструментом – при решении ежедневно возникающих социальных вопросов, при защите своих прав и законных интересов, при отстаивании своей гражданской позиции в отношении тех или иных явлений, связанных с реализацией чьих-то преступных намерений, будь то мелкий криминал или глобальная угроза национальной безопасности страны. Поэтому каждый из нас, независимо от возраста, места жительства, профессиональной принадлежности, конфессиональных предпочтений, индивидуальных особенностей своего характера, должен быть заинтересован в том, чтобы владение упомянутым инструментом стало привычным, обыденным делом. Только при этом условии в Российском государстве общественные отношения могут быть очищены от такого чрезвычайно опасного для будущего страны фактора, как коррупция.  

Каждый наслышан о том, что коррупция – это плохо. Но не каждый задумывался насколько.  

Давайте по порядку. Федеральный закон от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» дает емкое и подробное определение данного социально опасного явления. Юридическая норма содержит перечень преступных деяний, в совокупности составляющих коррупцию. К таким деяниям законодатель отнес злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Те же действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, также в соответствии с законом считаются коррупционными.  

Когда этот закон находился в стадии законопроекта, живейший интерес и отчасти недоумение специалиста вызвали как сам факт намерения создать такой документ, так и некоторые нюансы юридико-технического плана.  

Казалось бы, зачем принимать отдельный документ, как бы дублирующий положения уголовного законодательства России, если в ставшем для определенной части нашего общества бестселлером Уголовном кодексе досконально прописаны относящиеся к упомянутым выше противоправным действиям области общественных отношений, регулируемые и охраняемые правом, совокупности внешних проявлений противоправных деяний и совокупности внутренних проявлений, характеризующих отношение совершившего противоправное деяние лица к своему поступку и наступившим последствиям, а также ответственность, подлежащая применению в том или ином случае. Действительно, ведь есть уголовное (и уголовно-процессуальное) законодательство, нормы которого долгие годы благополучно позволяли и до сих пор позволяют осуществлять регулирование общественных отношений, связанных с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.

 

Кроме того, для четкости и объективности правоприменения очень важно следование принципу единообразия терминов, используемых в сопряженных нормативных правовых актах. К примеру, норма ст.285 УК РФ определяет состав преступления как «злоупотребление должностными полномочиями», а закон о противодействии коррупции раскрывает то же деяние словосочетанием «злоупотребление служебным положением».  

Далее. Определение коррупции в трактовке Закона №273-ФЗ включает тезис о незаконном использовании физическим лицом своего должностного положения в целях получения выгоды вопреки законным общественным и государственным интересам. Соответственно, речь идет о должностном лице, преступные деяния которого, в данном контексте, могут быть реализованы в форме нарушения этим лицом должностных обязанностей, неисполнения этих обязанностей, выполнения обязанностей вопреки служебным интересам. Однако если принять этот постулат, то в силу конфликтности положений разных разделов Уголовного кодекса Российской Федерации определение коррупции нельзя применять к деяниям, которые в соответствии с нормами гл.30 УК РФ не являются должностными преступлениями. Получается, что, признавая резонным определение коррупции, зафиксированное профильным законом, мы полностью исключаем наличие коррупционных проявлений в принципе в областях деятельности за рамками государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Причина банальна: нет должностных лиц – нет коррупции.  

Серьезную озабоченность вызывает введение законодателем нормы «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения». Данный текст положения закона о противодействии коррупции, на наш взгляд, сам по себе носит коррупциогенный характер, поскольку решение о законности или, напротив, незаконности действий субъекта отдается на личное усмотрение конкретного сотрудника уполномоченного органа исполнительной власти. Проблемы фиксации в законе определения коррупции могут быть потенциально уложены в основу либо противоправного инкриминирования лицам в вину преступления при отсутствии необходимых признаков его состава, либо сознательной «близорукости» в отношении отдельных признаков конкретного состава преступления, дабы не квалифицировать деяние лица как преступное.  

Это лишь некоторые соображения по поводу ряда содержащихся в рассматриваемом законе нюансов, вызывающих вопросы у специалистов. Складывается парадоксальная ситуация, при которой коррупционными можно, при определенных обстоятельствах, назвать любые возникающие на службе действия, обладающие коллизионной составляющей. Последствиями этого могут стать злоупотребления и махинации с детерминацией того или иного деяния как коррупционного, произвол отдельных сотрудников правоохранительных органов на стадии предварительного следствия, в суде, а также различные нарушения прав граждан, преследуемых в рамках уголовного процесса.

 

Однако если проанализировать значение принятия Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ракурсе целевых ожиданий российского общества, то нетрудно обнаружить бесспорно полезный вектор, обозначивший стремление законодателя установить легальные рамки, полномочия и условия должного поведения лиц, вовлеченных в сложный и многозадачный процесс противодействия коррупции в Российском государстве. В нормах закона рамочно закреплены основные принципы противодействия коррупции, меры по профилактике коррупции, перечислены направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, порядок разрешения конфликтов интересов в случае их возникновения, ряд запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения лиц, замещающих определенные должности; также закон содержит упоминание об обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции и бланкетные нормы об ответственности физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.

 

Именно этот вектор определяет возможности эффективного противодействия коррупции в нашей стране, находящейся в настоящий момент в непростых экономических и геополитических условиях. И власть, и общество одинаково заинтересованы в том, чтобы отыскать оптимальные для этих условий пути решения проблемы коррупционных проявлений, приобретающих масштабный характер и наносящих значительный ущерб экономическому и социальному развитию государства. Ведь ни для кого не секрет, что в первую очередь коррупция дискредитирует власть, нивелирует права гражданского населения, как следствие, общество деградирует, государство становится легкой добычей врагов, причем как внешних, так и внутренних.

 

Многие эксперты утверждают, что ликвидировать коррупцию в полном объеме не представляется возможным. Причиной тому – совокупность политических, экономических и социальных основ любого общества, не только российского. Тем не менее все признают реальность снижения масштабов влияния коррупции на общественные отношения и, как следствие, на дальнейшее поступательное развитие государства в целом.  

Российское государство предпринимает активные шаги на тернистом пути противодействия коррупции. Высшая власть в стране публично продекларировала политическую волю в намерении бороться с этим негативным явлением, определила стратегию реализации государственной политики в области борьбы с коррупцией. Для указанных целей привлечены значительные ресурсы, проводится в жизнь подписанный Президентом России Указ от 1.04.2016г. №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», ратифицирован ряд международных антикоррупционных конвенций. Введены в действие федеральные законы «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Объективно оценивая текущее положение вещей в обсуждаемой теме, мы должны признать поступательное движение государственных институтов в направлении реализации намеченных целей.  

Однако задача по противодействию коррупции не может быть решена лишь силами и средствами государственных органов. Успешно противостоять коррупции государство сможет исключительно при наличии ясной и недвусмысленной гражданской позиции всего общества. Решение данной проблемы требует мобилизации интеллектуального и духовного потенциала каждого члена социума, разумных форм проявления нетерпимости и общественного осуждения любого вида коррупционного проявления, обмена положительным опытом профилактики и предупреждения коррупционного поведения. Огромную роль в этом процессе играют различные институты гражданского общества, в частности общественные организации и субъекты общественного контроля.  

Не подлежит сомнению, что одним из наиболее важных факторов противодействия коррупции является максимальная открытость деятельности органов власти. А общественный контроль – наиболее эффективный инструмент, способствующий этой открытости и позволяющий сделать информацию о деятельности властных структур доступной для самых широких слоев гражданского общества.  

Общественный контроль, представляя собой совокупность поступков людей, способных благодаря своим знаниям и жизненному опыту объективно определить уровень коррупции во власти и компетентно сформулировать необходимые и доступные способы противодействия коррупционным проявлениям, является ключевой функцией социума, выступая как одно из основных его свойств.  

Субъектами общественного контроля закон определил Общественную палату Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные советы муниципальных образований, а также общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, к субъектам общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены действующим законодательством России, могут относиться общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы по контролю за деятельностью государственных корпораций, общественные инспекции и группы общественного контроля, работающие совместно с государственными и муниципальными контролирующими органами.  

В борьбе с коррупцией именно субъекты общественного контроля участвуют в реализации одной из форм общественного контроля – антикоррупционной экспертизе. Эксперты субъектов общественного контроля исследуют законы, подзаконные акты, их проекты на предмет наличия в этих документах признаков коррупционногенности, элементов, которые могут являться потенциальной основой для совершения преступлений в сфере государственного управления, состав которых описан соответствующими нормами Уголовного кодекса. Кроме того, специалисты субъектов общественного контроля на основе результатов таких исследований подготавливают и представляют в органы законодательной власти рекомендации относительно конкретных законодательных актов по поводу минимизации коррупционной составляющей и исключения условий для установления легитимности коррупционных действий.  

При осуществлении в различных областях гражданских отношений общественного контроля в форме общественного мониторинга и общественных проверок самым важным условием является необходимость избегать действий, дискредитирующих саму основу законного влияния граждан на деятельность управленческого аппарата страны. Совершенно недопустимо, чтобы так называемые банды общественников, как их метко называет член Общественной палаты России, заместитель председателя КС НСБ РФ, председатель Общероссийского профсоюза НСБ России Дмитрий Галочкин, самовольно и безосновательно присвоившие себе функции общественных наблюдательных комиссий, общественных инспекций, групп общественного контроля, в своих корыстных интересах «кошмарили» должностных лиц, добросовестно исполняющих свои обязанности. С другой стороны, так же отрицательно нужно относиться к «ручным» общественным советам при министерствах и департаментах региональных правительств, безоговорочно поддерживающим любые, в том числе нарушающие закон, действия администрации, цементируя тем самым проявления коррупции в органах исполнительной власти на местах. К работе в составе субъектов общественного контроля необходимо привлекать граждан с активной жизненной позицией, объективно не заинтересованных в сокрытии негативных явлений в управленческом корпусе, по-хорошему жестких, тех, которые готовы не только конструктивно критиковать действия властей, но и представлять разумные рекомендации по совершенствованию работы государственных органов.  

Резоны для продолжения такого совершенствования по-прежнему остаются актуальными. При явном усилении противодействия коррупции в Российской Федерации остаются нерешенными некоторые вопросы, ответы на которые должны быть найдены в процессе осуществления процедур общественного контроля. Самым главным из них, на наш взгляд, является нежелание отдельных чиновников раскрывать информацию о своей деятельности и их крайне негативная реакция на желание общественности осуществлять контроль за деятельностью властей. Недостаточная компетентность граждан в вопросах применения антикоррупционных мер к недобросовестным чиновникам – это вторая проблема, препятствующая эффективной реализации установленных законом способов и методов общественного контроля. Третьим недостатком можно назвать инертность мышления и слабую активность граждан и общественных организаций при участии в мероприятиях, направленных на профилактику предупреждения коррупции.

 

В заключение хочется отметить следующее. Чтобы одно из главных средств против коррупции было максимально эффективным, необходимо в первую очередь донести до понимания российского чиновника основную цель процедур общественного контроля, а именно что социальный эффект от их применения положительно отразится не только на простых российских гражданах, но и на должностных лицах государственных и муниципальных учреждений. Ведь благодаря деятельности субъектов общественного контроля результаты работы государственных служащих станут прозрачнее, усилится взаимодействие между общественными структурами и государством и доверие общества к власти существенно возрастет.  

А теперь о том, что касается отстаивания гражданской позиции. Какие, по вашему личному мнению, процедуры общественного контроля наиболее эффективны в деле противодействия коррупции?

 

Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Территория Жизни
05 декабря, 2016 | Эльдаров Имам
Территория Жизни | Государственные органы, осуществляющие противодействие коррупции Государственные органы, осуществляющие противодействие коррупции (11769)
Сегодня речь идет… о борьбе с коррупцией, повышении ответственности чиновников и искоренении самих условий для противозаконного поведения с  целью мздоимства.
 
 
Обзоры
18 декабря, 2015 | Пресс-центр
Обзоры | МОО "Комитет по борьбе с коррупцией" – 10 лет МОО "Комитет по борьбе с коррупцией" – 10 лет (11126)
От лица сотрудников Негосударственной сферы безопасности России и медиапортала ХРАНИТЕЛЬ, имеем честь поздравить коллектив Межрегиональной общественной организация «Комитет по борьбе с коррупцией» с 10-ем со дня образования
 
 
Обзоры
09 декабря, 2015 | Марина МАРКЕЛОВА
Обзоры | СМИ и Общественный контроль как эффективный механизм  в противодействии коррупции СМИ и Общественный контроль как эффективный механизм в противодействии коррупции (8697)
9 декабря в Центральном Доме журналиста состоялась конференция на тему: «СМИ и общественный контроль как инструмент взаимодействия государства, бизнеса и общества в противодействии коррупции»
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Приказом Роструда №655 от 10 ноября 2017г. введены в действие чек-листы, которыми руководствуется тр ...
Сегодня знаменательный день.
Меморандум Медиасовета КС НСБ России и журналистов, а также сотрудн ...
Мы уверены, что подписание сегодняшнего #Меморандум о сотрудничестве, является очень серьезным и соц ...
Трудно переоценить ту боль, которую переживают родные и близкие погибших и пострадавших в Керченской ...
В Российской Федерации динамично развивается область общественных и профессиональных отношений, изве ...
«Я слежу за Вами двоими! Писать о проекте #БезопаснаяСтолица только правду, и ничего, кроме правды» ...
Сегодня 17.10.18 в Москве состоялось подписание меморандума о сотрудничестве ООПН «Безопасная Столиц ...
11 октября в Москве состоялось заседание Медиасовета, организованного Координационным советом Негосу ...
В ОП РФ обсудили угрозы от развития big data, нейронных сетей и искусственного интеллекта
В Общ ...
Первая поездка на крыше поезда обойдётся зацеперу в 1000 руб., последующие — уже в 4 тысячи. Арест з ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100